Православие и культура – тезисно

Статья написана совместно с протоиереем Максимом Козловым.

Симфония или, напротив, вражда культуры и религии – частый камень преткновения различных дискуссий. Поэтому иногда полезно четко, тезисно формулировать позицию по этому вопросу Что и сделано в настоящей статье.

– Православие отвергает две крайности по отношению к культуре. Оно не приемлет культурного минимализма, то есть умаления роли культуры в жизни православного народа. Но оно также не допускает и культурного максимализма, абсолютизации культуры, превращения ее в самодавлеющую ценность.

– Православие декларирует генетическую зависимость культуры от культа. Всякая культура имеет религиозную основу. Поскольку любая культура представляет из себя систему жизненных ценностей человека и общества, а ценности определяются пониманием смысла жизни, места человека в мире, и, в конечном итоге, верою, то подобная зависимость очевидна.

– В мировоззрении церковного человека культура не может быть конечной целью и высшей ценностью, поскольку земной мир не вечен, и в то же время культура является необходимым этапом в духовном развитии человека, но лишь в той степени, в какой она опирается на христианскую веру.

– Исторически известные и утвердившиеся типы культур восходят к крупнейшим мировым религиям. Фундаментом христианской культуры является Божественное Откровение, запечатленное в Священном Писании.

– Не меньшее значение в формировании христианской культуры Православие придает Священному Преданию в его литургическом, учительном и каноническом аспектах, а также святоотеческой мудрости.

– Православие с уважением относится к нехристианским культурам, исторически неоднократно ассимилировало их достижения, прямо не связанные с вероучительными моментами и духовно-молитвенной практикой.

– Исходя из того, что Православие проходит свое историческое бытие как общество Поместных Автокефальных Церквей, оно постулирует непреходящую значимость национального своеобразия культуры каждого народа.

– Признавая как объективную реальность возникающие время от времени и в разных странах кризисы культурного развития, Православие видит выход из создавшегося положения прежде всего в укреплении веры, религиозных устоев народа, а не в исправлении периферийных повреждений в культуре.

– Православие оценивает состояние культуры по нравственному состоянию человека, а не по материальным проявлениям этой культуры, ее внешнему блеску.

– Исповедуя, что дух христианской культуры есть дух любви, Православие видит высшее достижение культуры в установлении соборного единства людей, на любви основанного. Это соборное единство – единство многообразия, которое не допускает нивелирования личности, но, напротив, содействует ее укреплению и развитию.

– В православной культуре антиномически сочетаются дух внутренней свободы человека, не понимаемой при этом как произвол, и дух послушания авторитету Церкви (без слепого следования канону), проистекающего из свободного духовного устремления человека.

– Православие отвергает гуманистическое превознесение человека как меры всех вещей и утверждает непреходящую ценность личности в том, что человек сотворен по образу и подобию Божию.

– Культура, с точки зрения православного мировоззрения, есть живая, развивающаяся система, а не застывшая форма. И поэтому формализация и механизация культуры – противоречит христианскому духу и свидетельствует о ее вырождении.

– Прогресс культуры сознается Православием не как количественное умножение ее внешних материальных форм, но с точки зрения соответствия культуры ее служению единому на потребу, спасению души человека.

Источник: www.rusk.ru.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить