Поиск

Комментарии

  • Гениальный Булгаков не глупец: он исказил евангельский сюжет сознательно, иначе бы его в то безбожное ...

    Подробнее...

     
  • Браво!

    Подробнее...

     
  • Как же вас, попов, корёжит. Молодец, Михал Афанасьич!

    Подробнее...

     
  • Царствие Небесное нашему педагогу Михаилу Михайловичу! Справедливо поставил мне "троячок", но тем не ...

    Подробнее...

"Благодетели из Содома". Почему Джуна обижается на слово "экстрасенс"

Сегодняшней молодежи вместо подлинных ценностей "подаются" ядовитые суррогаты.

Нередко в печати появляются тексты, относящиеся к разным временам и разным цивилизациям и показывающие это вечное недовольство стариков: повсюду одно и то же, постоянно рассуждения о разного рода пороках молодежи, о неуважении к старшим, о неумении полнокровно жить и т.п. После всех цитат – вывод: отцы всегда сетовали на молодое поколение, так что не стоит вслушиваться в их брюзжание. Всегда ворчали и будут ворчать, а человечество, несмотря ни на что, живет, идет своей дорогой. Так что нечего беспокоиться.

Человечество и впрямь пока живет, но какова судьба тех цивилизаций, от которых остались упомянутые тексты? А нет их уже. Поэтому лучше не торопиться с выводами.

Другой пошлый шаблон, всегда обнаруживающий себя при рассуждении о молодежи, – это утверждение, будто она постоянно устремлена к прогрессу, будто именно она обновляет бытие в отличие от консервативно настроенного и отживающего свое поколения отцов. Нетрудно, однако, сообразить, что для внесения в жизнь чего-то истинно нового следует основательно познать, освоить уже существующее, иметь богатый интеллектуальный опыт. Молодежь опыта не имеет, поэтому как раз она весьма консервативна (за видимым радикализмом и фрондой) в своих воззрениях и действиях. Иллюзия же "новизны" создается тем, что молодые часто в порыве самоутверждения руководствуются принципом "противоположного общего места" (Тургенев), то есть просто меняют знаки оценок в устоявшихся мнениях. Взрослые говорят: "белое", недоростки непременно: "черное". Кому-то это представляется весьма оригинальным и "смелым".

Молодому человеку хочется заявить о себе, сказать что-то, а сказать пока нечего. Он начинает порою изрекать сущий вздор, но нередко не сознает того, а внутреннее чувство подтачивает, не позволяет вовсе не ощущать правду, и правда та о себе подчас страшна.

Все это совершается на фоне известных возрастных физиологических изменений – и оттого еще мучительнее.

Выразить в полноте подобное состояние доступно только гениально одаренному человеку, поэту, другие лишь смутно терзаются. Достаточно прочитать стихи шестнадцатилетнего Лермонтова, чтобы увидеть: тут ад в душе. Оттого так любим молодыми этот поэт: он гениально выразил их внутренний конфликт с окружающим миром.

Многие молодые находят выход из создавшегося кризиса, прячась в мире виртуальных ценностей, в игровой стихии, хотя бы на время в нее погружаясь, ибо она помогает забыться, ощутить себя, пусть в мечтах, самым умным, талантливым, всепобеждающим. Наиболее слабые убегают просто в наркотическое опьянение – статистика здесь таит уже, как известно, угрозу для здоровья нации.

Бегство от реального мира куда бы то ни было – своего рода самоубийство. Грех. Самоубийство же подлинное – еще один выход из душевного ада: статистика и в том неумолимо угрожающа.

Всему этому можно противопоставить единственно: терпение, смирение и труд. Многие тому и следуют, но, беремся утверждать, если все это не будет одухотворено неким высшим смыслом, то становится оно как-то ненадежно и всегда готово сорваться в безысходность. Скажем яснее: нужна вера. И вера не в абстрактные начала, а в полноту Истины, как она выражена в Православии. Да вот беда: такие утверждения кажутся слишком многим теперь банально скучными и ненадежными.

Подлинное воспитание должно строиться на укоренение в душе понятий "надо" и "нельзя". Нынешняя система (по доктору Споку) основывается на слове "хочу". Можно смело предсказать: так намечается путь к гибели.

В нынешнем либеральном сознании взращивается понимание свободы как вседозволенности (если чего-то нельзя, то какая же свобода?). Всех несогласных с этим немедленно обвиняют в стремлении к сталинской (ежовской, бериевской и т. п.) деспотии… Трюк в общем-то дешевый, но срабатывает безукоризненно. Стоит, однако, заметить: свободолюбие молодых проявляется лишь в противостоянии старшим (лебезятниковском желании "огреть протестом"), тогда как в самой молодежной среде царствует жесткий конфоризм и то, что Достоевский называл "рабством у передовых идеек".

Вседозволенность есть рабство у греха. Но так как понятие греха (повторим) в безбожном обществе выветрилось, то все, что вожделенно, объявлено благом.

Понятия добра и зла вообще определяются для каждого пониманием смысла жизни, целей бытия. Добро – это то, что споспешествует достижению намеченной цели, зло – все, что тому препятствует.

Что же нынче вбивается в сознание как смысл пребывания человека в подлунном мире? Этот смысл сведен к незамысловатым слоганам: "жить надо в кайф" и "бери от жизни все". (Тем, кто скажет, будто последнее лишь простенькая реклама прохладительного напитка, ответим: именно так незамысловато, под маскою рекламы вколачиваются в молодых важнейшие жизненные принципы).

Труд и терпение могут быть взращены как жизненные ценности, свободно избранные человеком, лишь на православной основе. Но вот г-жа Хакамада недавно заявила, что религиозное воспитание нежелательно, даже недопустимо в нашей стране, поскольку оно человека якобы зомбирует. (У дамы ясный след давних возрастных комплексов: как вывернулись в сознании наизнанку вечные ценности, так та вывернутость и сохраняется в неприкосновенности): пусть свободно развивается порок…

"Незомбированному" молодому сознанию сегодня подсовываются ядовитые суррогаты вместо ценностей подлинных, и молодежь легко поддается на уловку. (Потому, скажем, и нежелательно для сил зла подлинное воспитание: тогда труднее будет обманывать подделками). Рассмотрим лишь один пример. Толстой называл когда-то музыку "стенограммою души". Кто хочет узнать душевные движения нынешних молодых людей? Послушайте ту музыку, которая заставляет их зомбированно дергаться и извиваться с поднятыми руками и бессмысленными улыбками. Не страшно?

Массовая культура, через которую и внедряются в сознание все мерзкие, примитивные суррогаты, "принципы" и обманы, а то и неприкрытая бесовщина, – эта суррогатная культура ныне господствует повсеместно, всему иному ставятся видимые и невидимые препятствия. Для прикрытия используется ложный шаблон: что поделаешь, спрос рождает предложение, не хотят, дескать, молодые слушать Бетховена, им подавай Земфиру или Иванушек. Но ведь все наоборот – навязываемое предложение диктует принципы спроса, формирует вкусы так, что человек становится невосприимчив к высокой культуре, предпочитая ей любую дребедень, дрянь. Запретить это нельзя, потому что та же г-жа Хакамада первой начнет кричать об ущемлении свободы. Получается, запрещать можно только Православие?..

Вспоминается одна притча, относящаяся еще ко временам античности. Некий философ прогуливался по саду со своими учениками, и навстречу им попалась гулящая девица. "Вот ты гордишься своими подопечными, – сказала она учителю-мудрецу, – но стоит мне поманить их за собой, и многие покинут тебя". – "Да, – ответил тот, – потому что я веду их вверх, а ты поманишь вниз".

Вот сегодня это и происходит: молодежь увлекается вниз. Ее, если использовать внедряемый новояз, опускают – и она этому почти не противится.

Ныне внутренняя ущербность, порождаемая вечными возрастными комплексами, соединяется в молодежной среде с навязываемой извне ущербностью мировосприятия – и небезуспешно. Ущербность вообще всегда агрессивна и постоянно пытается навязать себя как норму.

Для этого она захватила все средства, через которые можно навязать обществу собственные ущербные идеи. Это делается и прямо, и косвенно. Но все – под прикрытием борьбы за свободу. Не станем обманываться: та свобода, за какую борются, например, наши теледельцы, – это свобода делать и пропагандировать низменное и умножать собственные барыши. За такую свободу они горло перегрызут, покрывая все дешевой демагогией. За свободу показывать гадкий фильм Скорцезе, за свободу демонстрировать застекольный блуд, за свободу заливать экран кровью… И если от всего этого человек, жизнью умудренный, имеет силы отвернуться, то молодой несмышленыш примет в душу заразу как норму.

Врагу нужно одно: превратить людей в скотов. И легче совершать это с молодыми людьми. Достоевский из дальнего времени нашему диагноз поставил: "Дьяволова идея могла подходить только к человеку-скоту… Если не будет жизни духовной, идеала Красоты, то затоскует человек, умрет, с ума сойдет, убьет себя или пустится в языческие фантазии". Все это мы и видим в нынешней реальности – в нарастающей прогрессии.

Неужели все так мрачно? Неужто нет хороших молодых людей?

Если бы вовсе не было, тогда и разговор затевать бесполезно. Есть и такие, что сердце радуется. Но тревожит вопрос: куда идет большинство – в храм или на бесовские игрища? Связь времен рвется жестоко – но неужто бесповоротно? От ответа зависит ни много ни мало – судьба человечества.

Порою охватывает ощущение: человечество вступает в состояние агонии. (Она, впрочем, может еще долго длиться). Так ли это?

Сегодня насущнейший вопрос: кто мы, Содом или Ниневия? Содом, где не нашлось и малого числа праведников, чтобы быть пощаженными, или Ниневия, в покаянии избежавшая грозного наказания? Так хочется ощущать себя Ниневией! Но люди Ниневии покаялись тяжким покаянием и "обратились от злого пути своего" (Иона, 3.10).

А мы?

Вопрос не риторический: я не знаю ответа на него.

По материалам сайта "Газета Труд"

Добавить комментарий

© 2024 Официальный сайт М.М. Дунаева